Посвящается 90-летию Московского художественного училища прикладного искусства МХУПИ (бывш.им.М.И.Калинина)
В 2002 году в МХУПИ открылось отделение Древнерусской живописи, которое возглавил М.Ф. Ильин, окончивший отделение росписи Калининского училища.
Студенты вновь открытого отделения плодотворно осваивали методику создания древнерусской живописи. Новая специализация оказалась перспективной для абитуриентов. В процессе учебы студенты помимо своих академических обязанностей принимали участие в создании иконостаса для храма «Усекновение главы Иоанна Предтечи» в Дьякове (Москва), а также создании церковного убранства и росписей в храмах других регионов.
Первый выпуск иконописцев отделения Древнерусской живописи (А. Бойцов, Н. Бусел, А.Зернов, Т.Храброва, Е. Жезмер, Т.Макарова, Е.Трифонова, Г.Платонова, К.Ильинская) состоялся в 2008 году.
Всесторонняя подготовка специалистов отделения позволила им на конкурсной основе войти в число иконописцев, расписывавших нижний храм Храма Христа Спасителя в Москве — Преображенскую церковь. Живописное убранство церкви придало ей традиционный облик, связав тем самым с соборами Московского Кремля.
Решение комплексных задач — отличительная особенность методики отделения Древнерусской живописи. Курсовые работы учащихся становятся событием в итоговых просмотрах училища. Наряду со штудированием техники иконописного искусства, монументальной росписи, большое значение придается проработке форм книжной миниатюры, церковного убранства, созданию иконостасов, киотов. Тем самым учащимися решаются задачи ансамблевого характера, синтеза, что было присуще древнерусскому искусству и продолжает оставаться главным критерием художественного качества и в нынешнее время — время воссоздания утраченных православных святынь, храмов, монастырей, часовен.
Другим разделом выставки, широко представляющим возможности использования православной тематики в профессиональной подготовке будущих специалистов, являются работы учащихся вышивального отделения (преподаватель Н.П. Божьева). Древние традиции лицевого, золотого, жемчужного шитья, осваиваемые учащимися этого отделения, позволяют создавать как предметы церковного назначения (облачения для клира, покровы, воздухи, пелены), так и декоративные предметы. Представленные на выставке работы в технике ручного ковроткачества, гобелены (отделение Художественного ковроткачества, преподаватель Л.Г. Бочкарева, Н.Н. Муравьева) отражают религиозную тему в формах данного вида декоративно-прикладного искусства.
Предметы, выполненные студентами отделения Художественного кружевоплетения (преподаватель Т.Е. Блохина), отражают содержательность и многообразие пластических форм этого вида декоративно-прикладного искусства. Православная тема получает своеобразное преломление в виде условности христианских образов (панно «Ангел-хранитель» Е. Савиной) и мотивов посредством приемов техники кружевоплетения.
Значение дерева как материала для создания предметов сакрального искусства известно со времени раннего христианства. Показанный на выставке киот для иконы (работа О. Вяльевой, отделение Художественной обработки дерева, преподаватели Донченко Е.А., ФленоваТ.В.) выполнен в технике рельефной резьбы. Благодаря разнообразию приемов резьбы, фактурности материала достигается целостность предмета для убранства церковного интерьера.
Выставка работ учащихся, посвященных православной теме, демонстрирует ценность основ мастерства, полученного в стенах МХУПИ. Благодаря 90-летней практике подготовки специалистов в области художественных народных промыслов и традиционного декоративно-прикладного искусства, учащиеся успешно осваивают принципы православного искусства.
МХУПИ остается единственным художественным учебным заведением, по уровню подготовки способным осуществлять подобные проекты в разных материалах.
Лидия Таёжная («Наш Изограф», июнь 2011г)
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20