Выставка этно-художницы с Камчатки Людмилы Михайловны Оссэ «Радуга на снегу».

Камчатка – полуостров сокровищ, край, где начинается новый день России.

Камчатка – это девять тысяч километров от Москвы, это девять часовых поясов, это 470 000 квадратных километров суши поразительной красоты с величавыми исполинами – вулканами, строгими горными хребтами, бурными и стремительными реками, с уникальным и удивительным животным миром, с богатыми и разнообразными полезными ископаемыми.

Камчатка – это 345 000 человек населения с плотностью 1 человек на один квадратный километр земли, край, населенный сильными, мужественными, увлеченными, добрыми, трудолюбивыми и жизнелюбивыми людьми. Исконное население земли камчатской – ительмены, коряки, эвены, алеуты. Это оленеводы, охотники, рыбаки, пронесли через столетия, во многом сохранили жизненный уклад, обычаи, традиции и культуру своих предков. Своеобразие жизни, труда и быта местного населения в суровых условиях Камчатки наложили отпечаток на их материальную культуру. Особенно ярко проявилось это наследие в традиционных ремеслах аборигенов: умении выделывать шкуры животных, шить из них добротную, практичную и красивую одежду, заниматься резьбой по кости и дереву, мастерить поделки, сувениры и предметы обихода.

В многоснежную вьюжную зиму, в дружную, стремительную и яркую весну, в капризное непредсказуемое камчатское лето, в праздничную теплую осень с её золотисто- бордовым многоцветьем – в каждый сезон для человека нужна была особая одежда и умение изготавливать её. И по сию пору считается одним из главных достоинств женщины: невесты, жены, матери.

Чаще всего для шитья одежды используются оленьи шкуры и камус (мех с оленьих ног). Воздушная полость внутри оленьего волоса делает его очень легким и теплым. Из оленьего меха и камуса шьют зимнюю одежду: кухлянки, торбаса (меховую обувь), малахаи (зимнюю национальную шапку), рукавицы, сумки. Летние шкуры тщательно выделывают, красят настоем ольховой коры, получая нарядную золотисто-оранжевую ровдугу (замшу), из которой женщины «зашивают» функциональную каждодневную и яркую праздничную одежду: камлейки (куртки), безрукавки, шапочки, алачики (летнюю обувь), походные мешки – мунгры. Все делается искусными мастерицами вручную, и каждое изделие с любовью, фантазией и вкусом украшается затейливым орнаментом, вышивкой бисером и подшейным волосом, меховой мозаикой, кисточками, бубенчиками.

На белом снегу зимой и в серовато-зеленом летнем мареве тундры нарядный бисерный рисунок, бусины, красные шарики окрашенного меха хоть на короткое время радуют глаз и веселят душу.

И в праздничный день под ритмичный рокот бубна и гортанные звуки горлового пения люди в нарядных одеждах танцуют задорный, зажигательный «Норгали». Их кухлянки движутся в такт, подчеркивая гибкость и стремительность движений танцоров, раскачиваются красные кисточки, позвякивают бубенцы, искрятся бусы и бисерные украшения.

На Камчатке трудятся и творят многие мастера-прикладники: это семейные общины Жирковы, Запороцких (с.Ковран), М.Притчина (с.Оссора), А.Адуканов, М.Ломовцева (с.Эссо), О.Инданова, Н.Черканова (с.Анавгай), В.Лотарев, Е.Чечулин, Г.Писковецкая (г.Петропавловск-Камчатский) и другие. Большую работу с детьми ведут педагоги центров детского творчества Е.Абакумова (г. Петропавловск-Камчатский )Л.Фролова (г.Елизово), З.Заева (с.Коряки).

На выставке, развернутой в выставочном зале-музее «Наследие» представлены работы, выполненные в традиционной технике аборигенов Камчатки: это использование таких материалов, как олений мех, ровдуга, кожа, мех лисы, морского котика, нерпы. В украшения и сувенирах, в орнаментах из бисера, бус, камуса использованы подлинные национальные мотивы.

Цель и желание автора этих работ пробудить интерес к самобытной и яркой культуре коренных малочисленных народов Камчатки, продемонстрировать симпатию и уважение у людям, хранящим и приумножающим наследие предков.

Оссэ Людмила Михайловна,
Камчатская область, г.Елизово.