Загорье

Галерея

Янис Фрейжас. Графика.

YANIS AGUSTINOVICH VILELLA FREIXES
ЯНИС АГУСТИНОВИЧ ВИЛЕЛЬА ФРЕЙЖАС

Родился в 1961 г. в городе Москве. Рисует с 7 лет. Закончил Московский текстильный институт им. Косыгина.
Преподавал «Класс композиции» при ВГИКе в 1-ой школе комикса. Работал аниматором, сценаристом и режиссёром в мультстудиях Пилот, Тема (Москва).
Дипломирован философским обществом Академии наук СССР.
Более 20 лет живёт и работает в Испании.
Продюсер анимационного 14-серийного сериала «Massagran»

Янис обладает даром открывать всем, кто его окружает, новые измерения — это факт. Причём для каждого он находит что-то своё. Вообще, он любит заниматься всем и всеми, он переполнен постоянной энергией действия в самых различных направлениях. Однако, «многогранной личностью» назвать его как-то язык не поворачивается, скорее — «многомерной». Точно! В одном измерении это поэт, в другом — художник, в третьем — гуру, в четвёртом — гурман, в пятом — хулиган, в шестом, вдруг, — успешный бизнесмен. А вот как личность он всегда одинаков, целен и неизменен, и без всяких там граней. Это всё — оси координат чего-то круглого, движущегося и загадочного. И движение — это главное, что с ним происходит. Не все его измерения можно увидеть. «Смотреть легко, увидеть — трудно». Но что-то видно очень хорошо. Например, организованную им сеть залов Лань До Жень Сиуе Пай, где познают таинства древнего эзотерического учения сотни учеников; его картины, поражающие как качеством, так и количеством; и, конечно, огромная коллекция римлян-солдатиков, с помощью которых он мечтает запечатлеть всю историю римских завоеваний.
Ну, а если серьёзно, сколько я знаю Яниса, он всегда находится только в двух состояниях: или он занимается каратэ, или рисует. Никаких переходов или промежуточных состояний нет, и никогда не было. Ещё будучи студентом, он доказал, что рисовать можно где угодно, на чём угодно и чем угодно. Нет никаких условностей и ограничений, всё, что нужно — это твоя личная готовность. Поэтому, если есть шариковая ручка и джинсы, то уже можно творить. В силу своего характера, Янис просто не может осесть где-нибудь в подвальной студии и тихо писать для потомков, используя изощрённый художественный инструмент. Как правило, ситуация складывается именно так, что в момент творческого озарения под рукой оказывается всё та же шариковая ручка, пара фломастеров и лист ватмана. А так как стаж работы этими инструментами измеряется несколькими десятилетиями, то его Техника Шариковой Ручки и Фломастерная Техника стали просто виртуозны! То же самое можно сказать и про каратэ .Оно не ограничено тренировочным залом, оно и за его пределами, и повсюду. Различия между тренировками и повседневной жизнью. Где находится Янис, там и студия, и зал. Отсюда и возникло определение его творчества, как «визуально-двигательная медитация». В самом процессе такого рисования очень много от каратэ. Вообще, внутреннее желание соединить движение и картину, возможно, и привело и меня, и его в своё время в анимацию. Мы совместно создали несколько короткометражных фильмов, но в анимации мало места для импровизации. А импровизация и мгновенная ориентировка в ситуации — это один из осново- полагающих принципов школы Лань До Жень Сиуе Пай (известной в России как «Школа Лентяя»). Исходя из выше сказанного, ясно, что на самом деле нет никакого рисования и каратэ, как отдельных талантов или видов деятельности. Есть единое творческое движения души во всех его измерениях. Вообще, спарринг по Лань До проходит в стиле «медленного боя», то есть не агрессивно. У партнёров задача не победить, а совместно создать некий образ. В рисовании то же самое. Янис никогда не избегал возможности совместного творчества. Те картины, которые мне довелось писать с ним вместе — это результат того самого «медленного боя», применённого в рисовании. Такой вид творчества ещё называют суггестивным. Янис, как истинный экстраверт, творит всегда среди людей, главным образом среди учеников. Не смотря на то, что он один из основателей Лань До Жень Сиус Пай, он никогда не давит авторитетом, а, напротив, вовлекает учеников в процесс творчества, как равных. И картины, которые он пишет — это результат того общения и той среды, в которой он в данный находится. Это эмоциональный выплеск накопленной духовной информации. Его картины удивительно разные по восприятию и настроению ,несмотря на единую стилистику. Творчество Яниса никого не может оставить равнодушным. Кто-то будет восхищаться филигранной техникой, кто-то колоритом, кого-то увлечёт динамика композиции, но главное — это то, что они все вместе несут заряд энергии. Зритель просто выбирает из всего многообразия именно ту картину или ту энергию, которой ему не достаёт. Я считаю очень символичным, что творчество Яниса, сформировавшееся в России, возвращается к нам в виде зарубежного искусства.
Саков В.М. (режиссёр, худ. Руководитель студии «ТЕМА»)