Загорье

Галерея

«Русская душа народной куклы»


Телегина Валентина Георгиевна — народный мастер России, член Союза дизайнеров Москвы, член Ассоциации мастеров лоскутного шитья.
По первому образованию — модельер-конструктор женской одежды, в настоящее время преподаватель Дома пионеров и школьников «Севастополец», организатор музея-мастерской «Светёлка».
С 1992 года занимается изучением русского народного костюма, делает кукол: тряпичных, безликих — в соответствии с традицией народной, крестьянской куклы — «домоделки»; именно подобный подход близок и любим мастеру. Её коллекция насчитывает более 200 работ: большая часть — это куклы в народных костюмах определённых селений России.
Привязанность к народной культуре — общение с мастерами, участие в этнографических экспедициях, изучение народных традиций, обычаев, песенного фольклора, художественных ремёсел дают толчок к творчеству мастера.
Валентина Георгиевна — участник фольклорных фестивалей и конкурсов в Москве, Иваново, Воронеже, Туле, Кирове, Йошкар-Оле, Ханты – Мансийке, Пензе, Казани, Ярославле и других городах.
Мастер ведет активную выставочную деятельность. Наиболее значимые: Международная выставка «Куклы мира» в Манеже (Москва, 2010 г.), «Ребро Евы» Галерея «Галерея ХХ1 века» (Москва, 2010 г.), Международный конкурс народного творчества «Пёстрая поляна» (г. Тула, 2010 г.), Международный Этнофестиваль «Крепость Русь» (Пенза, 2012г.), выставки «Тряпичная кукла. Традиции и современность» (музей игрушки г.Сергиев Посад, 2010, 2011, 2012 г.) и др.
На выставке «Душа России» представлены куклы в народных костюмах разных селений России: Вятские, Архангельские, Ярославские, Московские, Тульские, Орловские; и куклы игровые, выполненные в соответствии с традициями определенных регионов.
Наивность, примитивизм, отсутствие признаков натурализма свойственны куклам В.Телегиной. Создавая их, мастер придерживаться принципов народной игрушки: использует простейшие конструкции, употребляет в дело любой имеющийся под рукой лоскут, в работе применяет прямые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков. Мастер старается, чтобы образ куклы воспринимался в целом с первого взгляда, понимая, что в цветовом решении иногда достаточно два-три локальных пятна. Обязательно использует в кукольном наряде красный цвет, который особенно почитался в народной культуре и служил оберегом, символом жизни и производительной силы. Дополняют кукольные костюмы небольшие деталями, уточняющими характер, типаж и образ куклы. Мастерице и самой иной раз не верится, что в куклу можно столько труда вложить… Но «что с любовью делано, даром не пропадает!»

Холина Н.Н., научный сотрудник ГВЗМ «Наследие»