Загорье

Галерея

Дворец царя Алексея Михайловича

Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчин российских государей – здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая из них – деревянный дворец царя Алексея Михайловича (1645-1676гг).

Сын Михаила Фёдоровича (первого царя из династии Романовых) Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и расширял подмосковную отцовскую резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, проводил здесь официальные церемонии и занимался соколиной охотой в его окрестностях.

В 1660 годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения Коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работу вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семёна Петрова. С зимы 1667 года по весну 1668 г столярные мастера выполняли резные работы; в 1668 г во дворце обивали двери и готовили краски для росписи стен. Во время летнего сезона 1669г выполнялись основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 г во дворце работали кузнецы, резного железного дела мастера и замочники.

Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, которые и были выполнены в 1670-1671 гг. государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и останавливался там на день.

Осенью 1673г дворец был завершён, а немного раньше, зимой 1672\73г, его освятил патриарх Питирим. На церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнёс «Приветство» царю Алексею Михайловичу.

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим представлениям семейного уклада того времени. Клети соединялись сенями и переходами. Дворцовый комплекс делился на две половины: мужскую, включавшую терема царя и царевичей, столовую палату и парадные сени, и женскую, состоявшую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты – от 2 до 4 этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа.

Всего во дворце насчитывалось 270 покоев; освещали из 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовали резные наличники и обшивку тёсом, имитирующую камень. В решении фасадов и интерьеров активно применяли принципы симметрии.

В результате масштабных работ получился сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей «просвещённого» XVII века. Дворец отличался большой декоративностью, его фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями и фигурными композициями, придававшим зданию нарядный вид.

В 1672 -1675 гг царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское, активно используя дворец для дипломатических церемоний. Новый государь Фёдор Алексеевич (1676-1682) осуществил перестройку дворца. 8 мая 1681 года плотник Семён Дементьев , крестьянин боярина П.В.Шереметьева, вместо обветшавшей повалушки начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид здания был запечатлён затем на различных гравюрах и картинах.

Коломенский дворец полюбился всем последующим правителям России. В 1682-1696гг его посещали царь Иван и царевна Софья Алексеевна, но значительно чаще других здесь бывали царь Пётр и царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведён новый фундамент.

На протяжении XVIII века дворец ветшал и разрушался, несмотря на все попытки его сохранить. В 1767 году по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся примерно до 1770 года. В процессе демонтажа были составлены подробные планы, которые вместе с описями XVIII века и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике архитектуры.

Ныне дворец воссоздан в Коломенском на новом месте по старинным чертежам и изображениям. Деревянный дворец царя Алексея Михайловича «переселился» на юго-восточные границы Московского государственного объединённого музея-заповедника, по соседству с церковью Усекновения главы Иоанна Предтечи, построенной в селе Дьяково в 60-х годах XVII века.