Загорье

Галерея

Коллективная выставка Федерации Подмосковных Художников из г.Видное «Свобода выбора»

О чём лучше беседовать с художником? Ну, разумеется, о творчестве! И лучше всего это делать у него в мастерской, где устойчивые запахи растворителя и красок создают неповторимую атмосферу, а вдоль стен стоят и ждут своего часа неоконченные полотна. Или на выставке, куда автор несёт свои творения, чтобы они обрели подлинную жизнь, ибо только в тандеме «зритель – картина» рождается произведение искусства. Без зрителя любое произведение может остаться простым куском холста, натянутым на подрамник, на который ровными (или размашистыми) мазками наложены краски. Только зритель – внимательный, чуткий, доброжелательный или критичный, вступая в контакт с картиной, наслаждаясь или возмущаясь, наполняет работу художника энергетикой восприятия, даёт ей жизнь. Но хватит о зрителе. Мы ведь – о художниках.

Итак, выставки. Персональная даёт возможность увидеть всю многогранность одного художника. «Сборные» выставки, как правило, подчинены одной идее, на них представляются работы одного направления, одной тематики. Идя на выставку, скажем «Московский пейзаж», очень мало шансов увидеть горную речку или абстракцию в духе Кандинского или Малевича. «Noblesse oblige» — положение обязывает.

Устраивая коллективную выставку своего объединения, живописцы из Федерации профессиональных художников Подмосковья решили отойти от привычной схемы. Пусть, решили они, каждый выставит то, что сочтёт наиболее интересным. Что, с точки зрения автора, наиболее полно представляет именно его творчество, раскрывает именно его мысли и чувства. Никаких рамок, ни по форме выражения, ни по содержанию и жанру работ решили не устанавливать. Выставку так и назвали – «Свобода выбора».

Каких работ тут только не увидишь! Отличные образчики реалистической живописи мирно соседствуют с абстракционизмом, импрессионизм – с модерном, пейзаж – с натюрмортом. И это нисколько не вредит целостности всей выставочной композиции, лишь подчёркивает основную идею.

Вот превосходно выполненный букет ирисов Евгения Аксёнова. Насыщенные светом, они просто сияют, стоя в простой стеклянной банке. «Лодки» художника Соболева – реализм на грани романтизма: простая белая рама лишь подчёркивает глубину построения картины, вода возле причала тихо плещется, и невольно задаёшься вопросом: «А кто живёт в этих домиках на островке?» Композиция наводит на мысль о Морисе Утрилло, но очень отдалённо, цветовая насыщенность в ней совершенно другая, спокойная, задумчивая.

Декоративно-мозаичный характер носит картина «Цветок» А.Сергеева. Казалось бы – небрежное движение кисти, сочетание несочетаемых красок, — а перед зрителем законченная работа со своим внутренним содержанием, смыслом, настроением.

Серия натюрмортов Н.Павлова и В.Ливна передают плотность, реальность предметов, а пейзажи художника Христанова – прелесть русской природы, её каждодневное очарование.

Нетрадиционными для русской живописной школы можно считать работы Виктора Луговика. «Портреты» автомобилей первыми начали рисовать американские художники, это их оригинальное изобретение – изображение автомобиля на фоне загородного дома или мотеля. Удачно применив заокеанскую идею, живописец создал два впечатляющих по объёмности и натуральности изображения полотна – машины в буквальном смысле слова хочется погладить по выпуклым бортам.

«Композиция» Владимира Попова – это буйство красок, причём предельно композиционно уравновешенное.

Нельзя обойти вниманием и работы Сергей Лучко. «На том берегу» — картина-загадка, картина-сказка, предоставляющая зрителю простор для работы воображения. Выполненный в той же пастозной манере письма «Сиреневый бык» снискал бы «Приз зрительских симпатий», если бы такая номинация была на выставке, — такое внимание он привлекает и такую симпатию вызывает.

«Портрет поэта» работы В.Агапова – блестящий образец смешения стилей: одновременно шаржевый, лиричный, психологичный. Это – несомненная удача экспозиции.

Ярки, интерьерны, графичны работы Сергея Петрика «Полдень» и «Реализация вечера». Привлекают своей масштабностью выполненные в абстрактной манере работы Игоря Козлова, участника объединения художников «5-й дом» из г.Жуковского. Вот с ним-то мы и разговорились о творчестве.

Живописью Игорь стал заниматься давно, правда до 30 лет относился к ней , как к хобби, и лишь уже в зрелом возрасте решил сделать изобразительное искусство своей профессией. Поначалу подражал импрессионистам, позже выработал свою манеру письма. Поначалу, в конце 80-х – середине 90-х годов, живопись его пользовалась большим спросом и позволяла безбедно существовать, затем коммерческая составляющая резко пошла на спад, и художнику пришлось искать другие способы заработка. Но далеко от живописи он не ушёл – стал ландшафтным дизайнером. Вкус и знание современных технологий позволяют ему делать оригинальные проекты, но живопись он не оставил, продолжает заниматься ею «для души». Впрочем, и большинство членов Федерации сочетают живописное творчество с другими видами деятельности. Увы, «картины сейчас не кормят». Игорь считает, что это основная проблема массы талантливых и малоизвестных художников – невостребованность, невозможность показать свои работы большому числу зрителей. Да и немалую роль в этом играет то, что интерес к художественному творчеству в массах упал. По словам И.Козлова, «интерес к персоне художника стремится к нулю».

Хотя Федерация профессиональных художников Подмосковья и её отделения в Жуковском, Видном, Красногорске, Кашире и других городах делают всё возможное, чтобы художники могли выставляться: выбиваются залы, организуются персональные выставки, тематические – «Дачный сезон», «Сирень цветёт», «Рыбы». В таких экспозициях посетители могут увидеть особенности каждого живописца, оценить его манеру и сравнить с другими, выбрать для себя то, что греет душу. Что по-настоящему хорошо в Федерации – это то, что в ней нет «идейного единства», каждый член сообщества может выражать себя в творчестве так, как чувствует.

Андрей Букин, руководитель Федерации, www.artrossia.ru тоже охотно говорит о творческом процессе, о положении художника в обществе, о месте и назначении изобразительного искусства в контексте современной культуры, о взаимовлиянии общества и художника. Он очень благодарен администрации зала-музея «Наследие», которая уже не первый раз приглашает подмосковных художников под свою крышу, давая возможность авторам показать свои работы московскому зрителю.

Наталия Власова
Газета «Бирюлёво Восточное», № 9, сентябрь 2008г.