Загорье

Галерея

Киночаепитие в Наследии «Мост Ватерлоо» 14 октября в 17-00

«МОСТ ВАТЕРЛОО»
1940, США


«Мост Ватерлоо»— мелодрама, снятая в 1940 году знаменитым американским режиссёром Мервином Лероем. Сценарий фильма был написан по одноименной пьесе Роберта Э. Шервуда, с 1930 года являвшейся одной из самых популярных пьес в театрах Бродвея. Фильм, снятый Лероем, стал второй (и отнюдь не последней) экранизацией пьесы.

В историю кино «Мост Ватерлоо» вошел как один из непревзойденных образчиков мелодрамы. В момент выхода на экраны кинематографисты более всего оценили операторскую работу и музыку фильма. Именно в этих двух номинациях «Мост Ватерлоо» выдвигался на «Оскар». Однако широкому кругу зрителей фильм запомнился потрясающим актерским дуэтом. Трогательная Вивьен Ли, сыгравшая балерину Майру Лестер, и мужественный Ричард Тейлор, исполнивший роль возлюбленного Майры, офицера Роя Кронина, заставляли рыдать женщин и прятать глаза мужчин.

Между тем, во время работы у актеров отнюдь не все складывалось гладко. Например, Ли и Тейлору решительно не удавалась одна очень важная сцена. Но даже эта неудача великих актеров, в конце концов, оказалась на пользу фильму. Вот что об этом рассказывал в своей автобиографии режиссер Мервин Лерой:

«Одной из ключевых сцен фильма была сцена в ночном клубе, когда героиня Вивьен Ли и герой Боба Тейлора встретились и влюбились. Это была сцена, над которой сценарист Берман, продюсер Франклин и я работали особенно долго, и диалог, который мы к ней написали, казался нам особенно удачным, он получился красивым и нежным. Но это нам так казалось, а на площадке не работало. У актеров диалог не получался красивым, не получался нежным, он вообще не получался! Я понимал, что здесь что-то не так, но не мог указать, что именно. В четыре часа пополудни, после нескольких часов бесплодной работой над сценой, я отправил всех по домам, а сам остался в павильоне. И вот я сидел в декорациях ночного клуба и при свете одного единственного маленького осветительного прибора снова перечитывал слова, в которые мы вложили столько красоты и нежности, и которые упорно не давались Тейлору и Ли. В два часа ночи я все еще продолжал читать, когда внезапно до меня дошло: «Никакого диалога!» Я произнес это громко вслух, словно уговаривая самого себя. Я думал о том, что в моменты сильных эмоциональных потрясений слова излишни. Взгляд, жест, прикосновение могут передать много больше, чем любые самые красивые и нежные слова. Тишина может быть намного более выразительной, чем диалог. «Никакого диалога вообще!» — решил я, и на следующий день мы сняли эту сцену без слов. На этот раз Ли и Тейлор сыграли ее потрясающе точно и невероятно быстро…»

Интересно, что поначалу Вивьен Ли ничего не ждала от картины, казавшейся еще одной «перелицовкой» уже приевшихся ей ролей красавиц с трудной судьбой. Кроме того, она с ужасом думала о съемках в балетном классе и даже пожаловалась на свою горькую долю Кларку Гейблу, своему недавнему партнеру по «Унесенным ветром», который, как всем было известно, ненавидел балет. Однако по ходу съемок, Вивьен Ли полюбила и фильм, и свою героиню, а мост Ватерлоо стал для нее на долгие годы одним из самых любимых мест Лондона.

Что касается Роберта Тейлора, то он никогда не скрывал своей любви к этому фильму. В последние месяцы своей жизни актер попросил друзей устроить ему просмотр «Моста Ватерлоо». Дело было в 1969 году, видеозаписей фильмов еще не существовало, и студия «Disney», с которой работал Тейлор, специально приобрела кинокопию «Моста Ватерлоо» и подарила ее актеру. Умирающий от рака Тейлор изо дня в день, вновь и вновь пересматривал этот фильм.

«Мост Ватерлоо» пользовался огромным успехом во всем мире, в том числе и в СССР, где демонстрировался после войны, как «трофейный фильм», и собрал 27 миллионов зрителей.

Ваш киновед М. Мусина